воскресенье, 30 октября 2011 г.

Основы композиции

Основы композиции.
В любом виде искуства композиционное мастерство является основой творческого процесса. В переводе с латинского слово "композиция" озночает "сочинение, составление, связь, построение, структура". Композиционное построение имеет своей целью создание гармоничного, художественно выразительного произведения. Форма художественного произведения, предметное воплощение художественной идеи строится по определённым правилам, в основе которых заложены законы пластической организации формы и пространства. Различают четыре основных закона композиции: закон цельности, закон типизации, закон контрастов и закон подчинённости единому замыслу.
Закон цельности обуславливает восприятие художественного изделия как единое целого. Главная черта закона цельности - неделимость композиции. Это означает, что композиция не должна восприниматься как сумма нескольких самостоятельных частей. Неделимость закладывается через конструктивную идею, которая способна объединить в целое все компоненты изделия. Разработка деталей допустима после определения положения основных частей композиций.
Другая составляющая закона цельности - необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов. В композиции дожен быть выделен центр, подчиняющий себе второстепенные детали. Форма и цвет должны выступать как части целого. В совершенной композиции всё должно быть настолько уместно, чтобы невозможно было убрать ни одной детали без ущерба целому. В той же мере это касается и невозможности привнесения чего-либо в композицию.
Наконец, в-третьих, закон цельности подразумевает неповторимость элементов композиции - форм, размеров, интервалов. Это значит, что всё похожее должно либо объединяться в цельный композиционный элемент, либо индивидуализировать.
Закон типизации характеризуются, во-первых, узнаваемостью стилизованного образа. При построении композиции необходимо стремиться передавать через характерное типическое, например, в растительной композиции должен угадываться лист или цветочек. С другой стороны, через единичный элемент должна решаться вся композиция, например, цветок - принадлежность растительного орнамента - нельзя включать в стилизованное геометрическое построение композиции.
Во-вторых, закон типизации позволяет передавать ощущение движения. Различные средства композиции способствуют тому, что художественное изделие производит впечатление либо давящей холодной тяжести, либо парящей воздушности, лёгкости.
В-третьих, закон типизации делает изделие высокохудожественным посредством новизны. Зстетические качества должны сочетаться в нём с новизной решения.
Закон констрастов является воздействующей силой композиции, определяющей её выразительность. Необходимо учитывать особенность восприятия человеком предметов по контрасту их силуэтов и фона. Форма предмета воспринимается только благодаря контрасту света и тени. Полное отсутствие светотени создаёт иллюзию плоскости. Этот закон особенно важен при построении объёмных композиций, но не менее значим и при плоскостном построении. Умелым подбором тёплых и холодных цветов можно придать плоским композициям объёмность. Здесь поможет знание основ цветоведения.
Существенную роль играют в композиции контрасты величин. Одинаковые детали, набранные из элементов разного размера, воспринимаются по-разному. Роль закона контрастов универсальна, так как они имеют отношение ко всем элементам композиции.
Закон подчинённости единому замыслу - главный закон композиции. Он требует учёта соотношения размеров, цвета, тона и формы, которые должны соответствовать назначению изделия. В противном случае даже при мастерском исполнении изделия композиционное решение в целом окажется неудачным.
Законы композиции реализуются через средства композиций. Средства композиций играют исключительно выжную роль в создании художественного изделия. Основными средствами композиции являются: ритм, симметрия, асимметрия и равновесие.

Основы композиции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий